"Сражались мы неоднократно С неправдой ненавистною, Но часто нам мешала правда, Земная маленькая правда Правда, да не истина!"
Художник Виктория Севрюкова: «Мы - страна-баба, из которой сделали мужика»
«Они словно выставляют себя на продажу. Раньше такого на Руси не было», - говорит автор костюмов более чем к 350 спектаклям, обладатель «Золотой маски-2010» за спектакль «Рассказы Шукшина».
Неправильный мир
- Обидно на это смотреть, ведь женщины - главное, на чём держалась и держится страна. Я часто бываю за границей, и нигде, кроме как в России, женщины зимой не ходят на каблуках, не носят настолько обтягивающие вещи. А мини-юбки и голые пупки в морозы? Наши женщины навязывают себя. Но женщина, которая раздевается, чтобы привлечь мужчину, потом одна будет воспитывать ребёнка. Почему у нас столько матерей-одиночек? Потому что мы живём в неправильном мире, где всё крутится вокруг мужчины. А раньше в России всё крутилось вокруг женщины, потому что Россия - женская страна.
Есть французская теория о том, что страны имеют пол. Главный критерий - народная одежда. Если мужчина одет ярче женщины, то, скорее всего, страна мужская. Далее идёт сравнительный анализ песен, стихов о Родине, как к ней обращаются - как к женщине или как к мужчине. Например, Венгрия, Турция, Голландия, Германия - мужские страны, а Франция, Италия - женские. Есть страны с уравновешенным инь - ян: Япония, Китай. Если говорить о России, то это баба, настоящая ядрёная баба!

.jpg)
После революции России сделали жуткую операцию - стране-бабе пришили член, и она стала называться СССР. Патриархальное равновесие было взорвано, культ женщины-матери уничтожен. Женщины вообще лишились пола, все стали товарищи. Лишь перед лицом опасности, перед лицом врага (всё той же Германии, страны отцов) вспомнили о женском лице страны. Помните плакат «Родина-мать зовёт!»? И её защищали, Родину и мать, а не партию и Сталина. И бабы вытянули на своих плечах и войну, и разруху! И выживали, когда не было денег, продуктов и одежды, и рожали детей, и оставались самыми красивыми в мире. А менее чем через 80 лет стране сказали: «Россия! Встань с колен! Ты же женщина! Ты великая страна!» Только не сказали, как после стольких издевательств опять стать женщиной!
Красивые и здоровые!
История показывает, что русский народный костюм переживал взлёты и падения. Первым удар нанёс Пётр I, запретив высшему сословию носить старую боярскую одежду, законы предписывали платье «немецкое и голландское» (вспомните: и Германия, и Голландия - страны-мужчины!). Всё изменилось при Екатерине Великой. Ей, немке по происхождению, понравился косоклинный сарафан. И сарафаны стали насаждать, как картошку. По велению Екатерины княгиня Дашкова собрала коллекцию русской народной одежды. Вся одежда в Историческом музее - то, что для нас сохранила Екатерина. Во времена Александра I, после победы над Наполеоном, придворные дамы получили свою униформу: платье а-ля рюс с золотным шитьём, шлейфом, на голову - кокошник.
Однако большевики уничтожили большую часть запасников и коллекций! Учёных, которые занимались русским костюмом, расстреляли. Мы до сих пор не можем оправиться. Ведь что такое народ? По Гумилёву, это единство территории, языка и одежды. Потом идут верования, еда, танец, быт. А мы совсем не знаем нашу одежду! Одевают нас чужие. Не раз слышала от редакторов русских модных изданий: «Будем носить, что выберет главный редактор американского «Вога». Да плевать на это! У нас 140 млн населения, огромный рынок. И мы обязаны иметь собственную моду, кино, театр, валюту. Посмотрите на Индию - она создала Болливуд, носит свою одежду. Или Китай, который ориентируется на свои тысячелетние традиции. Выживут страны, которые держатся за свою самость. Я не призываю к сарафанам. Но я призываю тратить деньги на своих модельеров, режиссёров, художников, вкладывать в свою промышленность, образование. Было время, в Европе шили из наших тканей. Несколько веков в маленький город Весьегонск съезжались купцы за лучшим в мире льном. Это был не тот лён - грубый, словно мешковина, который сегодня продают в магазинах. Это был прозрачный лён, словно шёлк. А какое разнообразие цветовых решений - только красного на Руси было 33 оттенка: червлёный, алый, пунцовый и т. д.! С красным в России обращались осторожно, уравновешивали белым.
И вдруг в 1917 г. страну заливают алым цветом - стяги, транспаранты. А ведь если человека хотя бы на 15 минут поместить в комнату с красными стенами, у него даже состав крови изменится. И ещё. Однажды судьба-злодейка занесла меня в онкоцентр. На профессиональный взгляд художника по костюмам попыталась найти закономерность - что общего у этих женщин, ожидающих cвоей очереди к онкологу? Нашла - все женщины, кроме меня, были в брюках! И параллель с потерянной памятью об одежде прабабушек не могла не прийти мне в голову. Мистика? Возможно. Но лично я никогда больше не надела брюки. Сегодня я мечтаю восстановить память. О том, какие красивые и здоровые мы были!
Художник Виктория Севрюкова: «Мы - страна-баба, из которой сделали мужика»