"Сражались мы неоднократно С неправдой ненавистною, Но часто нам мешала правда, Земная маленькая правда Правда, да не истина!"
Задумалась я над таким обстоятельством: Почему Достоевский в своих произведениях описывает преимущественно падших женщин? Пусть падших не по своей воле, но продолжающих свое мучительное существование, успевая основательно помучать других и принести боль. Они как будто решают для себя, что останутся на дне этой лужи, но будут мстить и унесут с собой как можно больше душ. И так ведут себя почти все, пожалуй за исключении Сони, она остается чистой не смотря ни на что.
Почему же Достоевского привлекала эта тема - роковой, несчастной, загубленной жизни женщины и ее дальнейшего весьма недостойного поведения?
Мысли?
Почему же Достоевского привлекала эта тема - роковой, несчастной, загубленной жизни женщины и ее дальнейшего весьма недостойного поведения?
Мысли?
Образ женщины с одной стороны это воплощение чистоты (Богоматерь), с другой - причина грехов (Ева). Возможно, именно с помощью отображения именно такой стороны женского существования, он некоторым образом оправдывал все то, что творится в мире - женщина есть первоисточник порока.
Я знаю, что он был игрок, а откуда ты знаешь о его психическом нездоровье?
ну вот он и пытался в своих произведениях обличать его, тем самым низвергая, лишая романтического ореола (хотя в Преступлении Сонечка было куда уж более романтична)
опять же - повторюсь - он, как мне кажется, пытался обосновать причину распространения порока.
а откуда ты знаешь о его психическом нездоровье?
мне кажется, что это общеизвестный факт
у него была эпилепсия и шизофрения
realis.org/index.php?option=com_content&task=vi...
Все-таки любой его герой - это характер пропущенный через призму воприятия автора
Я скорее говорила о ситуации, когда например, Япончин дарит Настасье Филлиповне украшения перед свадьбой, которую активно устраивает, и не считает зазорным «попользоваться» напоследок невестой. И такое поведение и отношение к тому же Ганечке или самой Настасье Ф. считает нормальным, а когда же последняя начинает обнажать правду, объявляет ее сумасшедшей и предлагает скрутить. И это тоже для него неприятно слышать правду, а заткнуть рот кляпом - самое то.
как может разниться поведение похожих в принципе людей, выросших в разной среде, и как вообще среда может влиять на человека.
а к героиням своим он, думаю, относился так же, по крайней мере, чуть-чуть, как его же князь Мышкин. любил и восхищался. и еще кое-что. сказал же про Н.Ф. Епанчин, что она сама же является оправданием поведению мужчин с ней, их ее желания.
проституция и сейчас один из наиболее гибельных путей для женщин. что ему еще было выбрать? измену родине?
возможно. он, похоже, тянулся к пороку.
и потом, эгоизм, самовлюбленность и прочее - у него эти качества не мешают женщине быть хорошей. как и порок. взять ту же Аглаю или ее мать, генеральшу Епанчину.
не говоря уже о матери героя в "Подростке".
да, ему видимо интересен характер, на который повлиял порок.
а почему это в женщинах-героинях именно его проявляется так ярко - это нужно копаться в его биографии.причем сейчас этот факт возможно мы и не нашли бы, даже если бы специализировались на его биографии. возможно, он совсем незначителен на первый взгляд.
может, он с чем-то там сталкивался в детстве. и эта тема неизбежна для него.
я думаю, тут дело и в его характере. его, видимо, тоже разрывало.
"Чем больше я сознавал о добре и о всем этом «прекрасном и высоком», тем глубже я и опускался в мою тину и тем способнее был совершенно завязнуть в ней. Но главная черта была в том, что все это как будто не случайно во мне было, а как будто ему и следовало так быть. Как будто это было мое самое нормальное состояние, а отнюдь не болезнь и не порча, так что, наконец, у меня и охота прошла бороться с этой порчей. Кончилось тем, что я чуть не поверил (а может, и в самом деле поверил), что это, пожалуй, и есть нормальное мое состояние. А сперва-то, вначале-то, сколько я муки вытерпел в этой борьбе! Я не верил, чтоб так бывало с другими, и потому всю жизнь таил это про себя как секрет."
Ф.М. Достоевский, "Записки из подполья"
почти все, что знаю об эпилепсии, знаю из "братьев Карамазовых". ну, и Ван Гог.
а у Чехова я помню только героинь из "Попрыгуньи", "Ионыча" и "Дамы с собачкой", ну, сухопарую англичанку еще, и из "человека в футляре"...
вообще, у меня его героини почему-то путаются с Куприным. рассказ про морскую болезнь.
я кстати подумала, ведь конкретно проституткой у Достоевского была только Сонечка, и ее в каком-то смысле павшей нельзя было назвать. ее очень держала религия.
а Грушенька и Н. Ф. были, скорее, содержанки. павшие, да. ну, еще героиня из "бедных людей"... возможно, ее в каком-то смысле можно было назвать содержанкой. так как она вышла замуж в итоге за нелюбимого, но богатого. другое дело, мотивы.
вообще, многие писатели писали иногда о проститутках и содержанках. а художники их рисовали. может, тут дело в среде. или в том, что среди проституток им чаще попадались интересные личности.
Достоевский никак не описывает "преимущество падших женщин". Этого вообще нигде нет в философии Федора Михайловича. В образе Сони он показывает, что даже запятнанный человек может оставаться чистым душой. У Сони нет никакого преимущества. Преимущества перед кем? Перед какими женщинами этого произведения у нее может быть преимущество на ваш взгляд?
Мне очень интересна ваша точка зрения.
Не мог пройти мимо, поскольку мои научные и исследовательские работы связаны с творчеством Достоевского
Вообщем перечитайте пост и дискуссию, там все подробно написано.
дискуссию читать не хочу, хватило первого камента, чтобы возмутиться.
Достоевский не тяготеет к женщинам и падшим женщинам в частности.
В его произведениях есть "порок" и есть чистота/вера. И Достоевский показывает эту чистоту в окружении пороков. Собственно, его философия - это спасение человеческой души.
Душа очищается от пороков через страдания.
Не могли бы вы вспомнить женские образы у Достоевского, кроме Сони и Настасьи Филипповны, и сказать, в чем же их суть.
Ну и попутно объясните, как это Настасья Филипповна "роковая падшая" женщина или "падшая пусть не по своей воле".
предполагаю, вы путаете понятия